Постоянный пожарный надзор на критически важных объектах

Оглавление:

(«Изменения в порядок надзора внесены ФЗ от 19.10.2023 г. № 506-ФЗ, который утвердил поправки в ст. 97 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).

В 2023 г. изменился порядок осуществления пожарного надзора на критически важных объектах. Рассказываем, какие именно изменения появились в законодательстве, чем обоснована необходимость их внедрения, какими документами утверждаются поправки и как будет осуществляться реализация принятых мер постоянного государственного надзора в новых условиях.

Что нового появилось в порядке осуществления пожарного надзора на критически важных объектах?

19.10.2023 г. были приняты поправки в Федеральный закон Российской Федерации N 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности», в соответствии с которым претерпела изменения статья 97 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В законную силу поправки вступили с 27 апреля 2024 г.; в связи с ними в действующем законодательстве, регламентирующем пожарную безопасность, появились некоторые нововведения.

В свете новых вводных на критически важных объектах введен режим государственного надзора, производимого не на регулярной основе, а постоянно, то есть подразумевая пребывание на объектах представителей пожарной инспекции и осуществление ими определенных контрольных мероприятий. Список таких объектов утвержден правительством Российской Федерации и состав его участников находятся под грифом «секретно», но известно, что в него входят объекты следующих типов:

  • Имеющие высокую значимость в контексте защиты государственных интересов;
  • Относящиеся к федеральным территориям;
  • Находящиеся на территории административных образований закрытого типа;
  • Относящиеся к российскому культурно-историческому наследию;
  • Отличающиеся пожароопасным характером и имеющие высокую степень важности.

В частности, требование о постоянном государственном контроле коснется таких объектов, как атомные электростанции, управленческие пункты, сооружения гидротехнического назначения, места изготовления военной техники, предприятия по добыче природных ресурсов.

Изменения претерпел не только Федеральный закон Российской Федерации N 506-ФЗ, но и Положение о федеральном государственном пожарном надзоре от 12 апреля 2012 г. N 290. В соответствии с внесенными поправками на объектах, относящихся к правительственному перечню, появились нормы, регламентирующие:

  • Компетенции представителей государственной пожарной инспекции;
  • Особенности осуществления постоянного пожарного надзора.

Теперь пожарный надзор должен производиться с учетом годового трафика, сведения о котором предоставляются ответственным лицам до наступления нового календарного годового периода. В соответствии с принятыми поправками в случае, если на объекте действует режим государственного противопожарного надзора, к нему в том числе могут быть применены и требования о проведении плановых надзорно-контрольных мероприятий. В случае, если был установлен факт нарушения (которое может быть выявлено как плановой проверкой, так и внеплановыми контрольно-надзорными мероприятиями), контролирующим лицам выписывается предписание.

Содержание Положения от 12 апреля 2012 г. N 290 пополнилось также поправками относительно объектов, не входящих в правительственный перечень критически важных. Для таких объектов были сформулированы правила уточнения категории риска и назначены более высокие значения критерия добросовестности относительно наличия неисполненных предписаний в адрес требований к путям эвакуации, автоматизации противопожарной защиты и обеспечения безопасности представителей населения, отличающихся малой мобильность.

Обоснование необходимости внедрения изменений

Нововведения появились в качестве ответа на повышение потребности в более быстром принятии решений на объектах критически-значимого типа для предотвращения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в частности, — пожаров техногенного характера. До внедрения поправок в закон пожарный надзор на таких объектах производился один раз в несколько лет и осуществлялся в рамках контрольных мероприятий, но ввиду изменившихся политических обстоятельств потребовалось постоянное присутствие государственных пожарных инспекторов: в ситуации, когда счет идет на минуты, решающим фактором становится способность оперативно и эффективно действовать, и предполагается, что меры постоянного контроля, вводимые в законодательство, будут способствовать улучшению качества противопожарного реагирования.

Как будет осуществляться реализация мер постоянного пожарного надзора?

На Пленарном заседании 11 октября 2023 г. было принято решение о том, что осуществление постоянных контрольно-надзорных мер будет осуществляться силами воинских, специальных и объектовых подразделений, сформированных на объектах из списка критически важных. Ключевыми задачами таких подразделений будут являться предупреждение возгораний на вверенных им объектах и минимизация последствий от пожаров в случае их возникновения.

В соответствии с принятыми поправками представитель инспекции может как присутствовать на объекте постоянно, так и посещать его в любое время, имея возможность:

  • свободно проникать во все помещения, находящиеся на территории вверенного ему объекта;
  • опрашивать сотрудников — в частности, для анализа качества проводимого инструктажа;
  • требовать письменные отчеты и пояснения, а также документы по противопожарной безопасности;
  • осуществлять забор проб с их отправкой в лабораторию для экспертного исследования;
  • проводить операции по инструментальному изучению объектов.
Милана Новикова
Милана Новикова
Специалист по охране труда
Оставить заявку на консультацию по любым вопросам по охране труда