Что такое Система управления охраной труда?

Оглавление:

Система управления охраной труда (СУОТ) — комплекс мероприятий, направленных на защиту трудовой деятельности и охрану труда на рабочих местах, а также на обеспечение минимального травматизма и максимального поддержания работоспособности и здоровья сотрудников.

Действия СУОТ носят постоянный, а не разовый характер: в отличие от мер, которые осуществляются только для удовлетворения требований контролирующих инстанций, система управления охраной труда функционирует безостановочно. Являясь частью системы менеджмента предприятия, СУОТ отражает политику организации, которой последняя придерживается относительно охраны труда.

Основополагающие документы СУОТ

Положение о СУОТ утверждено приказом Министерства Труда N 438н от 19.08.2016; система управления охраной труда базируется на международных нормативных документах, а также на отечественных стандартах, к которым относятся:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009;
  • ГОСТ 12.0.230-2007;
  • ГОСТ 12.0.230.1-2015;
  • ГОСТ 12.0.230-2007;
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015.

Цели и задачи СУОТ

Система управления охраной труда нацелена на уменьшение профессиональных рисков для сотрудников, исполнение накладываемых Трудовым кодексом и государственными стандартами требований, а также на грамотное и эффективное распределение ролей и обязанностей относительно трудовой охраны на предприятии. Достижению данных целей способствует обеспечение следующих задач:

  • Безопасное использование сооружений, строений, зданий;
  • Безопасное осуществление технологических и производственных процессов;
  • Безопасное использование оборудования и агрегатов;
  • Качественный профессиональный отбор работников;
  • Пропаганда и информационное обеспечение;
  • Грамотный и регулярный инструктаж;
  • Предоставление сотрудникам комфортных и безопасных условий труда.
  • Предоставление санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий, соответствующих государственным стандартам;
  • Предоставление работникам всех необходимых защитных средств;
  • Предоставление трудового режима, способствующего сохранению здоровья и работоспособности;
  • Своевременная профилактика возникновения заболеваний, лечение профессиональных болезней и травм.

Функции СУОТ

Система управления охраной труда включает в себя следующие виды деятельности:

  • Исследование трудовых условий, анализ потенциальных причин профессиональных болезней и травм;
  • Мониторинг актуального состояния трудовой охраны и процесса охраны труда;
  • Исследование опыта травм, несчастных случаев, профзаболеваний на изучаемом производстве;
  • Составление плана мероприятий в рамках задач по охране труда;
  • Мониторинг деятельности отделов, обеспечивающих охрану труда;
  • Осуществление работ по охране труда;
  • Стимулирование трудоохранной деятельности;
  • Исследование и корректировка документов, регламентирующих охрану труда на предприятии;
  • Осуществление обучения, контроль уровня знаний и навыков относительно охраны труда.

Ключевые мероприятия СУОТ

В основе системы управления охраной труда лежат следующие действия:

  • Анализ профессиональных рисков;
  • Проведение инструктажа среди персонала как минимум один раз в полгода;
  • Осуществление регулярных медицинских осмотров;
  • Разработка маршрутов движения по рабочим зонам с учетом максимальной безопасности;
  • Утверждение и монтаж знаков обеспечения охраны труда;
  • Предоставление персоналу всех необходимых средств защиты — как индивидуальных, так и общественных;
  • Проведение тестов для оборудования и технологий на соблюдение принципов безопасной работы.

Особенности внедрения СУОТ

  1. Мероприятия в рамках системы управления охраной труда необходимо фиксировать в документах, в которых в том числе должны содержаться описания выбранных методик и инструментов их осуществления;
  2. Каждое лицо, несущее ответственность за создание или осуществление СУОТ на предприятии, должно утверждаться руководителем предприятия, а его компетенции и обязанности — отражаться в должностной инструкции;
  3. Мониторинг системы управления охраной труда должен осуществляться по заранее подготовленному плану, где определяются механизмы, разделяются зоны ответственности, указываются функции и формы отчетности;
  4. Каждый сотрудник должен быть заинтересован в том, чтобы система управления охраной труда на предприятии функционировала должным образом; этому способствует установление на предприятии социальной коммуникации;
  5. Все результаты, полученные в процессе мероприятий и мониторинга системы управления охраной труда, должны документироваться и подвергаться всестороннему анализу, который позволит принять решение о том, какие составляющие системы управления охраной труда нуждаются в изменениях, и что будет способствовать их совершенствованию;
  6. Необходимо принимать во внимание, что система управления охраной труда на одном предприятии может отличаться от СУОТ на другом, — соответственно, шаблонные решения здесь являются неприменимыми.

Документооборот при СУОТ

Министерство труда требует наличия в Положении о системе управления охраной труда на предприятии политики ОТ, которая декларирует намерения работодателя выполнять требования соответствующих государственных стандартов. В Положении также должны фиксироваться цели относительно охраны труда, причем не только конечные, но и промежуточные; их число зависит от особенностей деятельности предприятия. Разрабатывает Положение работодатель самостоятельно либо с привлечением профильной организации.

Для эффективного функционирования СУОТ на предприятии необходим обширный комплекс документации, в который могут входить должностные инструкции, тексты инструктажей и журналы регистрации их проведения, коллективные и индивидуальные штатные договора, регламент поведения в случае наступления нестандартных ситуаций, данные по исследованию рисков, нормы по обеспечению трудовой деятельности, регламент выдачи средств защиты и прочее.

Владислав Смирнов
Владислав Смирнов
Специалист по охране труда
Оставить заявку на консультацию по любым вопросам по охране труда